Экспертно-позиционный семинар для самых инновационных команд Хабаровского края

7 мая 2014 -
article33.jpg

 ФГОС среднего (полного) общего образования: нормативные основы  -выступление на экспертно-позиционном семинаре Л.Л.Беляевой, доцент кафедры  теории и методики обучения ХК ИРО

 Наше профессиональное сообщество сегодня делится на две части.

 К первой, многочисленной, относятся люди, которые довольны изменениями в образовании  или недовольны, но считают, что плетью обуха не перешибешь, от них ничего не зависит,  и потому не напрягаются: безмолвствуют и «работу работают». Нам, честно говоря, эта часть, пускай она в явном большинстве, не очень интересна. 

Все надежды на перемены к лучшему мы  связываем с людьми думающими, которые разбираются, активно пробуют, не молчат. Но и в этой группе есть пессимистические настроения, например, есть сетевые и журнальные страницы, наводящие тоску,  и люди, стенающие о разъяснениях: «дайте ФГОС для «чайников». 

Очень не хватает позитива. А наш семинар — как раз про ЭТО. Давайте расскажем, друг другу и всем, кто захочет слушать, чего мы собственно добиваемся. Какой будет наша старшая школа? О какой школе мы мечтаем? 

 И начнем мы на раз-два-три о нормативных основах.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее ФГОС) установлены в соответствии с частью 5 статьи 43 Конституции России, которая говорит о том, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты…».

Президент Российской Федерации 29 декабря 2012 г. подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее мы его будем называть принятым или новым законом), номер № 273-ФЗ. Законопроект концептуально заменяет действующие законодательные акты в области образования новым – единым, современным законом, развивающим нормативное регулирование в сфере образования. Основная часть закона вступила в силу 1 сентября 2013 года.

Как это отразилось на  Стандартах? В ситуации нового закона,   есть стандарт и примерная основная программа, которая формируется на основе стандарта, а вот образовательная программа организации, осуществляющей образовательную деятельность, теперь разрабатывается школой в соответствии со стандартом и с учетом примерной программы. Если попытаться перевести на более понятный язык, то стандарт становится документом прямого действия и более важным, нежели примерная программа. Схематично все должно быть устроено так:

 

На уровне определения, стандарт это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня. Дальнейшая конкретизация содержания стандарта в принятом законе не изменилась это требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения основных образовательных программ.

Обратимся к Стандарту.

 http://mon-ru.livejournal.com/29388.html

Раздел I Общие положения: Пункт 4 Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, 

обеспечивающий методологию культурно-деятельностной  психологии. На основе Стандарта как общей линии, как культурного гена образовательного поведения, может быть создана палитра авторских и основных программ. Подчеркнем, что  ФГОС — стандарт индивидуальных образовательных маршрутов и потенциальных возможностей выбора. (А.Г.Асмолов)

При проектировании образовательной программы  обращаем внимание на необходимость учета еще одного документа правительства РФ, который  определяет  Комплекс мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на практике (Правительство РФ от 22.04.2014), основными направлениями в документе показаны :

-организация профессионального самоопределения молодежи с учетом потребностей рынка труда

-организация работы по созданию портфолио обучающихся (учета достижений) в целях их дальнейшего профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития.

 Понятно, что есть реальные механизмы права участия всех заинтересованных лиц в разработке, как моделей старшей школы, так и ее   образовательных программ.

Решение одной и то же проблемы возможно разными путями и поиск оптимальных решений – это основная задача ближайшего времени. В качестве радикальной меры можно предложить рассмотреть возможность разработки моделей старшей школы в логике  нового направления педагогической мысли, именуемого «Педагогика восхождения к мечте». 

 Данная педагогика имеет своей целью повышение жизненных шансов ребѐнка  за счѐт усиления его личностного потенциала, становление человека, способного видеть свою жизнь как вертикаль, превращать проблему в задачу и расти под неѐ, занимающего позицию ответственного автора своей жизни, воспитанного на принципах жизнетворчества, креативности, нарастающей перспективы и расширяющегося горизонта, способного выходить за рамки комфорта ради достижения цели. 

 Педагоги, члены клуба «Учитель года Хабаровского края», учитывая рост в детской среде проблем, связанных с недостаточностью личностного осознания жизненных перспектив, дефектностью образа желаемого будущего и осознавая необходимость участия педагогической общественности в разрешении данных проблем, на Слете Пеликанов (апрель, 2014) разработали «Педагогику восхождения к мечте»  и призывают педагогическое сообщество к принятию духа, конструктивному критическому осмыслению педагогики восхождения к мечте и еѐ практическому воплощению.

http://wiki.ippk.ru/

В этом случае образовательные программы   станут полноценными документами реального действия, а не абстрактной отсылочной конструкцией. Но это только одно из возможных предложений.

Очень хочется надеяться на то, что модели и программы станут более конкретными, технологичными, понятными и однозначными. Причем, не только работникам школы или ученым, но и родителям обучающихся. Это документы для всех участников образовательного процесса. Они должны стать более прогрессивным, современным, адекватным не только требованиям дня сегодняшнего, но и ближайшего будущего. Нормативная база по их вариативному созданию сложена.

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий