Департамент образования Павлодарской области
Институт повышения квалификации педагогических кадров
Жунусова Р. Ш.
Галюдкина О. М
Филинкина А. М.
Задачи
Дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по математике в 1-2 классах.
Павлодар, 2009
Рекомендовано к печати Экспертным советом областного Института повышения квалификации педагогических кадров.
Авторы:
Жунусова Р. Ш. Экибастузский р-н, с. Атыгай
Галюдкина О. М., Баянаульский р-н, п. Майкаин СШ №2
Филинкина А. М. Павлодарский район, с. Пресное
Научный руководитель и рецензент:
Серёменко Н. П., зав.кабинетом стратегического развития образовательных систем.
Пособие предназначено для учителей, организующих коллективные учебные занятия.
Задачи - особый тип математических упражнений. Решение задач служит главным фактором осуществления перехода от реальной действительности к абстракции. Решение задач способом моделирования позволяет развивать такие важные качества мышления, как критичность, гибкость, глубину.
В данный сборник вошли задачи различных типов для учащихся 1-2 классов Такие задания позволят сформировать у учащихся умение ориентироваться в тексте задачи и потребуют от детей интеллектуальной инициативы. Методика ВОЗ позволяет сформировать у учащихся компетентностные умения.
В сборник включены задачи, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся и подобраны в соответствии с программным материалом РК.
Блок «Задачи» 1 класс
Цель:
1.Организовать деятельность учащихся по формированию ЗУНов по теме «Задачи».
2.Способствовать развитию мышления учащихся.
3.Формирование умений взаимообучения, организации и управления собственной деятельностью.
Стандарт блока.
Обязательный уровень |
Базовый уровень |
Компетенции |
Иметь представление о задаче и существенных признаках задачи. Уметь: решать простые задачи на сложение и вычитание |
Иметь представление -задача как особый вид математических упражнений -о составляющих элементах задачи и этапы ее решения Уметь: -составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание -обратная задача -взаимообратные задачи |
1.Планировать свои действия -составить цель -определять условия, необходимые для реализации, планировать и организовывать процесс ее достижения 2.Обрабатывать информацию, применяя логические операции. 3.Осуществлять продуктивное взаимодействие |
ВОЗ-1
1.Дана положила в коробку 3 шара, а Сара 2 шара. Сколько всего шаров в коробке?
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Нахожу условие.
3.Нахожу вопрос
4.Составляю модель
?
5.Решаю: 3+2=5(ш)
6.Пишу ответ: Ответ: 5 шаров.
2.У Азамата было 4 машины, а у Олега 2 машины. Сколько всего машин было у ребят?
ВОЗ-2
1.В коробке у Даши было 5 шаров, а 2 шара она отдала Маше. Сколько шаров осталось у Даши?
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Нахожу условие
3.Нахожу вопрос
4.Составляю модель
?
5.Решаю: 5-2=3 ш.
6.Пишу ответ: 3 шара осталось.
2.У Анар было 6 кукол. А 2 куклы она отдала Жанар. Сколько кукол осталось у Анар?
ВОЗ-3
1.На верхней полке было 5 книг, на нижней на 3 книги больше. Сколько книг на нижней полке?
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Нахожу условие.
3.Нахожу вопрос.
4.Составляю модель
1 п.
столько же и еще 3
2 п. __________
?
5.Решаю задачу 5+3=8 (кн)
2.Во дворе играют 7 мальчиков, а девочек на 3 больше. Сколько девочек играют во дворе?
ВОЗ-4
1.В банке было 10 помидоров, а огурцов на 4 меньше. Сколько огурцов было в банке?
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Нахожу условие.
3.Нахожу вопрос
4.Составляю модель
пом.
столько же, но без 4
ог.
?
5.Решаю: 10-4=6 (ог)
6.Пишу ответ. Ответ: 6 огурцов.
2.В вазе было 9 груш, а яблок на 4 меньше. Сколько яблок было в вазе?
ВОЗ-5
1.У Айдара было 6 ручек, а у Тимура 4 ручки. На сколько ручек у Айдара больше, чем у Тимура?
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Нахожу условие.
3.Нахожу вопрос
4.Составляю модель
на ? больше
5.Решаю: 6-4=2
6.Пишу ответ. Ответ: на 2 ручки больше.
2.Тетрадь стоит 7 тенге, а резинка 3 тенге. На сколько тенге тетрадь дороже резинки?
ВОЗ-6
1.В одной коробке было 7 тетрадей, а в другой – 4. На сколько меньше тетрадей во второй коробке?
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Нахожу условие.
3.Нахожу вопрос
4.Составляю модель
на ? меньше
5.Решаю: 7-4=3
6.Пишу ответ. Ответ: на 3 тетради меньше.
2.Цветной карандаш стоит 5 тенге, а простой карандаш – 3 тенге. На сколько тенге простой карандаш дешевле цветного?
ВОЗ-7
1.После того, как учительница раздала ножницы юным портнихам, из 8 ножниц 2 оказались лишними. Сколько было юных портних?
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Нахожу условие.
3.Нахожу вопрос
4.Составляю модель
? лишние
5.Решаю: 8-2=6 (п)
6.Пишу ответ. Ответ: 6 портних.
2.После того, как учитель труда раздал ученикам 6 молотков, оказалось, что 2 молотка лишние. Сколько было учеников на уроке труда?
Алгоритм:
ВОЗ-8
1.После того как учительница раздала 8 ножниц юным портнихам, двоим из них ножниц не хватило. Сколько было юных портних?
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Нахожу условие.
3.Нахожу вопрос
4.Составляю модель
?
не хватило
5.Решаю: 8+2=10 п.
6.Пишу ответ. Ответ: 10 портних.
ВОЗ-9
Обратные задачи
1.В банке было 6 огурцов, а помидоров на 4 больше. Сколько помидоров было в банке? Алгоритм: 1.Читаю задачу 2.Нахожу условие. 3.Нахожу вопрос 4.Составляю модель столько же и еще 4 ___________ ?
5.Решаю: 6+4=10 (п) 6.Пишу ответ. Ответ: 10 помидоров. |
В банке было 10 помидоров, а огурцов на 4 меньше. Сколько огурцов было в банке? Алгоритм: 1.Читаю задачу 2.Нахожу условие. 3.Нахожу вопрос 4.Составляю модель столько же, но без 4 ?
5.Решаю: 10-4=6 (ог) 6.Пишу ответ. Ответ: 6 огурцов. |
7. Сравни условия задач и вопросы
|
|
огурцов 6 помид. - ? на 4 больше |
помидоров – 10 огурцов - ? на 4 меньше
|
8. Если известное и неизвестное в условиях поменялись местами, сравни решения
|
|
6+4=10 (п) |
10-4=6 (ог)
|
9. Если решения являются обратными примерами, то задачи обратные.
|
|
2. Реши задачи. Являются ли они обратными? Почему?
|
|
Брату 10 лет, а сестре 4 года. На сколько брат старше сестры? |
Сестре 4 года, а брат старше ее на 6 лет. Сколько лет брату? |
ВОЗ-10
Взаимообратные задачи
1.Каныш прочитал 5 сказок, а Олжас на 3 больше. Сколько сказок прочитал Олжас? Алгоритм: 1.Читаю задачу 2.Нахожу условие. 3.Нахожу вопрос 4.Составляю модель столько же, да еще 3 ?
5.Решаю: 5+3=8 (ск.) 6.Пишу ответ. Ответ: 8 сказок
|
Каныш прочитал 5 сказок, а Олжас – 8 На сколько сказок больше прочитал Олжас? Алгоритм: 1.Читаю задачу 2.Нахожу условие. 3.Нахожу вопрос 4.Составляю модель ? столько же, но без 3
5.Решаю: 8-5=3 ск. 6.Пишу ответ. Ответ: на 3 сказки больше
|
Олжас прочитал 8 сказок, а Каныш на 3 меньше. Сколько сказок прочитал Каныш? Алгоритм: 1.Читаю задачу 2.Нахожу условие. 3.Нахожу вопрос 4.Составляю модель столько же, но без 3 ?
5.Решаю: 8-3=5 (ск.) 6.Пишу ответ. Ответ: 5 сказок
|
7. Сравни условия и вопросы всех задач
|
||
Каныш – 5 Олжас - ? на 3 б |
Каныш – 5 Олжас – 8 на ? б |
Олжас – 8 Каныш - ? на 3 м |
8.Если известное и неизвестное поменялись местами, сравни решения.
|
||
5+3=8 |
8-5=3 |
8-3=5
|
9.Если решения являются взаимообратными, то это взаимообратные задачи.
|
||
2. Реши задачи. Являются ли они взаимообратными задачами?
|
||
Канат сделал 7 кормушек, а Болат на 3 меньше. Сколько кормушек сделал Болат? |
Канат сделал 7 кормушек, а Болат 4. На сколько кормушек меньше сделал Болат? |
Болат сделал 4 кормушки, а Канат на 3 больше. Сколько кормушек сделал Канат? |
Блок. Задачи. 2 класс
Цель:
1.Организовать овладение способом решения простых и составных задач.
2.Создать условия для сознательного усвоения моделирования.
3.Способствовать развитию мышления.
Стандарт
Обязательный |
Базовый |
Компетенции |
-Иметь представление о задачах в два действия, ее особенностях и существенных признаках -Уметь решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание |
-Составление и решение простых задач на сложение и вычитание. -Составление и решение взаимообратных задач сравнение их решений. -задачи, для решения которых применяются 2 действия. -Сравнение и преобразование задач в 2 действия |
-Ставить цель своей деятельности, определять условия, необходимые для ее реализации, планировать и организовывать процесс ее достижения. -Обрабатывать информацию, применяя логические операции -Осуществлять продуктивное взаимодействие |
ВОЗ-1
1.Ребята собирали яблоки в саду. В двух группах было 50 ребят. Сколько ребят было во второй группе, если в первой их было 30?
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Выделяю условие и вопрос.
3.Составляю модель
4.Решаю задачу 50-30=20 (р)
5.Пишу ответ. Ответ: 20 ребят во второй группе.
2.В магазин завезли 60 коробок конфет и печенья. Сколько коробок было конфет, если печенья было 20 коробок?
ВОЗ-2
1.Реши задачу. Составь две обратные.
В магазине было продано 20 кг картофеля, а лука на 3 кг больше. Сколько килограммов лука было продано?
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Выделяю условие и вопрос.
3.Составляю модель
4.Решаю задачу 20+3=23 (кг)
5.Пишу ответ. Ответ: 23 кг лука.
6.Составляю обратные задачи. Для этого известное и неизвестное меняю местами.
А) Л – 23 кг
К – 20 кг на ? Б
23-20=3 (кг)
Ответ: на 3 кг лука больше.
Б) Л – 23
К - ? на 3 кг М
23-3=20 (кг)
Ответ: 20 кг картофеля.
2.Решить задачу. Составить две обратные.
Саша вырастил 20 утят и 10 гусят. Сколько всего птиц вырастил Саша?
ВОЗ-3
1.а) Папа купил 13 кг яблок и 5 кг груш. Сколько всего кг фруктов купил папа?
Б)Из купленных кг фруктов 10 кг папа отправил дедушке. Сколько кг фруктов осталось?
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Какое из заданий является задачей? Почему?
3.Выделяю условие и вопрос задачи.
4.Составляю модель
5.Решаю задачу 13+5=18 (кг)
6.Пишу ответ. Ответ: 18 кг фруктов купил папа.
7.Какое из заданий не является задачей? Почему?
8.Чтобы задание превратить в задачу беру недостающее данное из 1-ой задачи.
9.Составляю модель второй задачи.
10. Решаю вторую задачу 18-10=8(кг)
11.Пишу ответ. Ответ: 8 кг фруктов осталось.
2.а) Оксана решила 12 примеров и 3 задачи. Сколько всего заданий выполнила Оксана?
Б)Из всех выполненных заданий Оксана 5 решений записала в тетрадь. Сколько решений ей осталось записать?
ВОЗ-4
1.Для зимовки скота было привезено 12 машин силоса. В ноябре 2 машины израсходовали и еще привезли 5 машин сена. Сколько машин кормов теперь имеется?
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Выделяю условие и вопрос.
3.Составляю модель
4.Можно ли решить задачу, выполнив оно действие? Почему?
5.Решаю задачу. (12-2)+5=15 (аш.)
6.Пишу ответ. Ответ: 15 машин кормов.
2.В мешке было 11 кг муки. Из них 2 кг израсходовали и положили в мешок еще 3 кг муки. Сколько килограммов муки стало в мешке?
ВОЗ-5
1.В корыте было 6 ведер воды. Туда налили еще 4 ведра. 7 ведер воды выпили овцы. Сколько ведер воды осталось?
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Выделяю условие и вопрос.
3.Составляю модель
4.Можно ли решить задачу, выполнив одно действие? Почему?
5.Решаю задачу (6+4)-7=3 (в)
6.Пишу ответ. Ответ: 3 ведра воды.
2.В столовую до обеда привезли 20 кг картофеля, после обеда 15 кг. На ужин израсходовали 5 кг. Сколько килограмм осталось в столовой?
ВОЗ-6
1.В столовую было привезено 33 л молока. Ученикам раздали утром 20 л молока, а в обед 10 л. Сколько литров молока осталось в столовой?
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Выделяю условие и вопрос.
3.Составляю модель
4.Решаю задачу 33-20-10=3 (л)
5.Пишу ответ. Ответ: 3 л молока осталось.
2.В бочке было 40 л воды. Сначала из нее взяли 20 л воды, потом еще 5 литров. Сколько литров воды стало в бочке?
ВОЗ-7
1.В хозяйстве было 6 табунщиков, в чабанов на 5 больше. Сколько всего табунщиков и чабанов было в хозяйстве?
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Выделяю условие и вопрос.
3.Составляю модель
4.Решаю задачу
1) 6+5=11 (ч)
2)
5.Пишу ответ. Ответ: 17 человек.
2.В школе работают 4 воспитателя, а учителей на 20 больше, чем воспитателей. Сколько вместе воспитателей и учителей работают в школе?
ВОЗ-8
1.Одна доярка доила 24 коровы, а другая на 4 коровы меньше. Сколько всего коров доили доярки.
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Выделяю условие и вопрос.
3.Составляю модель
4.Решаю задачу
1) 24-4=20 (к)
2) 20+24=44 (к)
5.Пишу ответ. Ответ: 44 коровы.
2.В кружке вязания 50 учеников, а в танцевальном на 30 меньше. Сколько всего учеников занимается в кружках?
ВОЗ-9
1.Айгерим вырезала из бумаги 4 красных рыбки, а потом еще 5 красных и 3 зеленых рыбки. Сколько всего рыбок вырезала Айгерим.
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Выделяю условие и вопрос.
3.Составляю модель
4.Решаю задачу 4+5+3=12 (р)
5.Пишу ответ. Ответ: 12 рыбок.
2.В классе было 20 девочек и 10 мальчиков. Во второй четверти в класс пришло еще 4 ученика. Сколько всего стало учеников в классе?
ВОЗ-10
1.Сандугаш прочитала книгу за 3 дня. В первый день она прочитала 22 страницы, а во второй день на 8 страниц больше. На третий день прочитала столько, сколько за первые два дня вместе. Сколько страниц прочитала Сандугаш на третий день?
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Выделяю условие и вопрос.
3.Составляю модель
4.Решаю задачу
1) 22+8=30 (стр)
2) 30+22=52 (стр)
5.Пишу ответ. Ответ: 52 страницы.
2.На первой улице построено 30 домов, а на второй улице на 5 домов меньше, чем на первой. На третьей улице построено столько сколько на первой и второй улицах вместе. Сколько домов построено на третьей улице?
ВОЗ-11
1.В двух бочках было 86 кг капусты. В первой бочке было 40 кг. На сколько килограмм капусты меньше в первой бочке, чем во второй?
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Выделяю условие и вопрос.
3.Составляю модель
4.Решаю задачу
1) 86-40=46 (кг)
2) 46-40=6 (кг)
5.Пишу ответ. Ответ: на 6 кг меньше.
2.В двух банках было 5 л клубничного варенья. Во второй банке было 3 л. На сколько литров меньше варенья было в первой банке, чем во второй?
ВОЗ-12
1.В Каспийском море водится 97 видов рыбы, в Аральском на 47 видов меньше, чем в Каспийском, а на озере Балхаш на 17 видов меньше, чем в Аральском. Сколько видов рыбы водится на озере Балхаш?
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Выделяю условие и вопрос.
3.Составляю модель
4.Решаю задачу
1) 97-47=50 (в) на Аральском
2) 50-17=33 (в) на озере Балхаш.
5.Пишу ответ. Ответ: 33 вида рыбы.
ВОЗ-13
1.Фермер продал конины 395 кг, баранины на 268 кг меньше, чем конины, а говядины на 156 кг больше, чем баранины. Сколько всего кг мяса продал фермер?
Алгоритм:
1.Читаю задачу
2.Выделяю условие и вопрос.
3.Составляю модель
4.Решаю задачу
1) 395-268=27 (кг) – баранины
2) 156+27=183 (кг) – говядины
3) 395+27+183=605 (кг) всего мяса
5.Пишу ответ. Ответ: 60 кг мяса.
2.На пришкольном участке школьники посеяли 145 г семян свеклы, семян огурцов на 278 г больше, чем семян свеклы, а семян помидоров на 157 г меньше, чем семян огурцов. Сколько всего граммов семян посеяли школьники.
Литература:
1. Программы. Математика для 1-4 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения. Оспанов Т. К. и др. Алматы, 2003.
2. Математика. Учебник для 1 класса общеобразовательной школы. Оспанов Т. К. и др. Алматы, 2003
3. Математика. Учебник для 2 класса общеобразовательной школы. Оспанов Т. К. и др. Алматы, 2003
4. Захарова А. М. развивающее обучение математике в начальной школе. 1 класс. Томск, ПЕЛЕНГ, 1994.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
![]() |
Добавить комментарий |
Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.
Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке
Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих: