Метапредметные результаты: основные пути их достижения и деятельностная основа их применения.
Паневина Г.Н., зав.кафедрой ТиМО ХК ИРО, к.п.н.
ФГОС ОО определяют в требованиях к результатам освоения ООП помимо предметных результатов новую группу метапредметных образовательных результатов. К появлению данных требований в новых стандартах многие педагоги оказались неготовыми. Поэтому неслучайно, кафедра ТиМО ХК ИРО взялась за разработку проекта «Научно-методическое сопровождение педагогов края по работе над достижением школьниками метапредметных результатов».
Часто учителя ошибочно совмещают понятия метапредметные результаты и межпредметные связи и общеучебные умения. Несомненно, в составе метапредметных результатов присутствуют общеучебные умения, формируемые на различных уроках и внеурочных занятиях, что объясняется таким качеством их как универсальность. Но они составляют только часть метапредметных результатов, которые поднимают их из межпредметности в надпредметность. Кроме того, они находят свое применение не только в школьных предметах и внеурочной деятельности, но и что самое важное, используются в повседневной жизни, составляют основу успешной деятельности.
Концепция ФГОС ОО метапредметные результаты обозначает как освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Разработчики стандартов нового поколения вкладывают в содержание метапредметных результатов, прежде всего, сформированную способность использования межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) в учебной, познавательной и социальной практике. В начальной школе УУД должны обеспечить овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями. В основной школе добавляются: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. В старшей школе дополняется овладением навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
В таблице приложения 1 представлены выдержки из стандарта по содержанию требований к метапредметным результатам, демонстрирующие преемственность начальной, основной и старшей школы. Для достижения метапредметных результатов в содержание основной образовательной программы образовательного учреждения включены четыре междисциплинарные программы – «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ - компетенции обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Междисциплинарные программы аккумулируют в себе содержание работы всех педагогов образовательного учреждения, организующих как урочную, так и внеурочную деятельность. В этом заключается, с одной стороны, сложность в достижении планируемых метапредметных результатов, а с другой стороны, легкость. Все зависит от согласованности действий всех педагогов. Выявление особенностей конкретных учебного предмета, отдельных его курсов на протяжении, например, основной школы для формирования универсальных учебных действий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, ИКТ - компетентности учащихся, основ смыслового чтения и работы с текстом является актуальной задачей учителя и преподавателя элективного курса.
Предлагаем обсудить возможности научно-методического сопровождения педагога в выявлении этих особенностей, организации учебного занятия, формулировании заданий, обеспечивающих достижение метапредметных результатов.
Литература:
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. М.: Просвещение, 2008.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. -342 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.- 31 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.- 48 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. М.: Просвещение, 2013.- 63 с.
Приложение 1
Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы
Начальная школа |
Основная школа |
Старшая школа |
|
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности |
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
|
|
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения |
|
|
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата |
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, |
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; |
|
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха |
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
|
|
|
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения свои действия; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. |
|
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям |
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы |
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
|
|
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач |
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
|
|
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; |
смысловое чтение |
|
|
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; |
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; |
умение продуктивно общаться и в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; |
|
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий |
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение планирования и регуляции своей деятельности; |
||
активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; |
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) |
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсоснабжения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; |
|
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета |
|
||
продолжение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах |
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; |
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; |
|
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе, умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета |
владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью |
готовность и способность к самостоятельной информационно-ответственной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
|
|
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного предмета |
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации |
умение определять назначение и функции различных социальных институтов; |
|
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами |
|
|
|
Нет комментариев. Ваш будет первым!
![]() |
Добавить комментарий |
Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.
Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке
Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих: